meanings.ru - самый посещаемый в рунете сайт о рунах старшего футарка. Справочник значений рун, форум о рунах и консультации рунологов.
Новое на форумах
Беркана
Приглашение архетипа Одина.
В: Здравствуй, Один!
О: Здравствуй!
В: Можем мы сегодня совершить с тобой путешествие в руну Беркана?
О: Да.
В: Спасибо. Начнем с традиционного. Один, я прошу тебя показать символ, ярко демонстрирующий руну Беркана.
О: Я вижу женскую грудь и ребенка, который припал к этой груди.
В: Скажи, пожалуйста, Один, какие смыслы заложены в этот образ?
О: Руна Беркана как раз связана с материнством, рождением ребенка, его взращиванием, защитой. Материнская среда, защищаю-
щая ребенка, создающая условия для его роста в начальные годы жизни. То есть вот эти смыслы в Беркане присутствуют.
В: Можно ли полагать, что это имеет отношение не только к человеческому физическому телу, но и к рождению чего бы то ни было нового?
О: Да. Это можно применить к рождению идеи, начиная с периода, когда они только вынашиваются, еще в таком неоформленном интуитивном виде содержатся, затем они рождаются, приобретают стройность. И первоначальное развитие, первоначальный рост, все это может быть отражено руной Беркана.
В: А можно немного приоткрыть завесу самого процесса рождения, например, идей? Или человека? Как это приуготовляется?
Можно ли сказать, что применение этой руны как-то упорядочивает мышление, выстраивает какие-то логические структуры? По каким законам, по каким принципам? Почему именно, если касаемо мира идей, именно та, у этого человека, в эту эпоху, в этот год или день рождается или вынашивается? И даже человек, почему тот, а не этот, у этих родителей, а не у других?
О: Если говорить об идеях. То человек - это как катализатор, который позволяет идее проявиться. Человек, через которого проявляется та или иная идея или структура идей, он вначале накапливает некий интуитивный запас внутри себя, который постепенно только кристаллизуется и превращается в сформулированные идеи. Причем этот запас интуитивный, он относится не только персонально к этому человеку и его жизни, но также и коллективное бессознательное здесь участвует. То есть некие материалы общечеловеческие, они тоже через индивидуальную интуицию поступают к этому человеку при формировании его идей.
В: А существуют ли идеи сами по себе вне человека в чистом виде?
О: Существуют в чистом виде, но они совсем иначе представлены, нежели мы привыкли иметь дело с идеями. Так как мы привыкли воспринимать идеи через речь, через язык, для нас идеи, прежде всего, сформулированы в языке. А символ для нас - это не сама идея, а дверь. Дверь в размытое пространство, сопряженное с разными идеями. Мы привыкли иметь дело с идеями через текст в смысле нашего
языка обыденного. А образы содержат оттенок непосредственного эмоционального восприятия.
В: Я просто знаю по себе, что перед тем, как у меня рождается идея художественной книги, перед этим появляется не текст, а образы каких-то героев, образы мимолетных событий, не цепочек, а отдельно каких-то мазков. Это, именно, образы, а потом они склеивались, как-то соединялись в какие-то цепочки, потом возникали первые реплики, какие-то зарисовки уже из слов.
О: Как бы то ни было, если возвращаться к тому, как идеи существуют сами по себе, они существуют не так, не в форме образов и не в форме словесных выражений. Они существуют неосязаемо, невыразимо для нас. Это что-то вроде того безмолвного знания, о котором говорили древние. Когда знание есть, но оно не выражено ни в образах, ни в словах, ни в чем. Знание само по себе в чистом виде.
В: Что это есть? Это архетипическое пространство, коллективное бессознательное или что-то еще? Обиталище этих идей?
О: Его можно так и назвать - мир идей, как у Платона. Или же ментальный план как в оккультизме. Когда Юнг описывает коллективное бессознательное там больше идет все-таки об образности. Это ближе к тому, что в оккультизме называют астральный план. А Юнг, он просто не различает эти два плана. Но если их начать различать, то план с образами мы назовем астральным, а план с идеями, в том виде, как я их описывал, назовем ментальным. У Юнга это слеплено воедино, причем акцент идет именно на образы.
В: То есть все-таки идеи как-то причастны к архетипам? Идеи рождают архетипы или архетипы рождают идеи, или это независимые вещи?
О: Конечно, они взаимосвязаны. Идеи - это, можно сказать, более глубинный пласт, чем пласт образный.
В: Понятно, но как они порождаются, откуда? Кем?
О: Архетипы, они пронизывают, они содержат в себе и идею, и образ. Он не сводится исключительно к тому, или к другому. Архетип содержит и то, и другое.
В: И путем проявления архетипической энергии в человеке, той или иной, какой-то пласт этого архетипа приоткрывается, и в сознании возникает идея?
О: Возможно и так. И само слово архетип, оно из философии Платона происходит. И там как раз архетипами являются некоторые основные идеи, выделяющиеся идеи. Они становятся архетипами. А Юнг, он уже просто немного расширяет это понятие, добавляет к чистым идеям еще и образность. То есть, работая с чистыми идеями, мы вообще не затрагиваем ни образов, ни словесных формулировок, а Юнг, он, видимо, не зная такой возможности, оперирует с образами. Образы для него слиты с идеями в одно целое.
В: Очень интересен сам процесс, который отображает собственно руна Беркана. Вынашивание в плане идеи. Вынашивание, выкармливание ее. Идея же не сразу переходит в материальный план в виде какого-то изобретения или текста, или действия. Сначала проходит период вот этого вскармливания и вынашивания. Что происходит, какие процессы? Какова, если можно так сказать, метафизика этого процесса?
О: Тут сложным образом взаимодействует накопленная индивидуальность: индивидуальный опыт человека и коллективный опыт человечества. В основном, как правило, в большинстве случаев, идеи кристаллизуются на основе индивидуального опыта. А общечеловеческий, он воздействует скорее как общая среда. Но в некоторых случаях его воздействие возрастает, тогда появляется то, что похоже на какие-то неожиданные открытия, прозрения, мощные скачки вперед. Это когда общечеловеческий опыт начинает довлеть над индивидуальным опытом в процессе вызревания идеи.
В: С этим процессом преобладания общечеловеческого опыта руна Беркана как-то связана, или она не отражает этого процесса?
О: Связана в том смысле, что руна Беркана в одном из своих значений - материнство, общечеловеческий опыт как раз занимает позицию материнства по отношению к индивидуальному опыту каждого из нас.
В: И тогда все эти стадии, которые описаны, наверное, стадии Великой и Ужасной Матери, потом стадия Рождения Героя, отделение, сепарация от этой Матери, это как в историческом процессе, так в индивидуационном, так и мире идей, имеют одинаковые механизмы.
О: Да. Только здесь важны нюансы, что руна Беркана как раз не отражает еще стадию сепарации, стадию отделения. В этом смысле
руна Беркана может быть соотнесена с внутриутробным развитием, ростом, самими родами и первыми годами жизни ребенка, пока он еще весь в ореоле материнской заботы находится, пока он еще не стал противопоставляться. Пока у него еще не формируется индивидуальность, эго, которое стало бы противопоставляться материнскому началу.
В: То есть, если условно говорить о стадиях развития, то руна Беркана отражает именно эту уроборическую стадию? Даже не Великой и Ужасной Матери, потому что она еще не является ужасной, кастрирующей.
О: Это стадия гармонии, нет разрыва, есть гармония. Поэтому это такой защищенный период. Младенец, припавший к груди, чувствует себя очень защищено и спокойно в этой ситуации, и может развиваться, расти без кризисов, без каких-то тяжелых еще потрясений. Беркана отражает рост в именно в защищенных условиях, таких парниковых условиях.
В: Правильно я понял, что в том случае руна Беркана дает возможность прочувствовать, прожить состояние этого слияния с мировой гармонией, состояние первой матрицы по Грофу, может быть? Хотя уже родилось, но существует состояние слияния с тем, что ее породило?
О: Да. Первая матрица. Не смотря на то, что процесс родов -это все четыре матрицы, но вот Беркана связана, действительно, с первой.
В: В этом случае возникает такой вопрос о наиболее эффективных и актуальных сферах применения этой руны в разных областях человеческой жизни. Скажем, в области психологической коррекции?
О: Это само собой психотерапевтические применения, трансперсональная психология и все техники, связанные с ребефингом, хо-лотропным дыханием. Все случаи, когда необходимо погружение в перинатальные состояния или в младенческие состояния, проработка этих ранних взаимоотношений с матерью.
В: То есть, если, скажем, у человека в психотерапевтической практике была какая-то травма в этом периоде развития, то работа в руне Беркана может стимулировать пролечивание этой раны?
О: Да. Может стимулировать и заживление раны, может стимулировать и возврат в те состояния, если ставится такая задача, какие-
то техники, связанные с такой регрессией в эти периоды, то Беркана может помочь.
В: А в других сферах человеческого опыта, социального, научного опыта?
О: Везде, где встают вопросы о порождении чего-то нового, начиная от идеи, заканчивая организацией, учениями, конструкциями инженерными.
В: Где нужен этот первый этап, защищенного роста, чтобы грязными лапами не расхватали, не растоптали только что рожденное дитя в любой области?
О: Допустим, какая-то научная теория, она вынашивается исследователем, создается текст. И этот вот процесс от вынашивания до создания первичного законченного текста как раз отражает действие руны Беркана. Затем текст напечатан, текст начинает жить отдельно от автора, начинает бороться, полемизировать с другими текстами, другими авторами, и это уже совсем другой период.
В: Но многие такие процессы происходят стихийно, например, человек рождает текст, не задумываясь о том, в руне Беркана он это делает или не в руне Беркана. Но, естественно, если он порождает, то какая-то концентрация руны там присутствует. Если же делать это, порождать текст, первый этап его вынашивания, специально активизируя еще руну Беркана, что в этом случае произойдет?
О: Тогда можно добиться двух эффектов. Во-первых, энергетически, ресурсно усиливая необходимое состояние для этого процесса, во-вторых, на уровне осознания, просто уточняя тот период, в котором находится творчество, человек получает более точное осознание, чем же собственно он сейчас занят и на каком этапе находится. Что на этом этапе конструктивно, а что нет. Например, какие-то излишние обсуждения с коллегами могут быть не конструктивны на этом этапе, в отличие от последующего.
В: Очевидно, то же самое относится не только к миру ученых, но и к миру искусства, художников, музыкантов, кино, фотографии -множество направлений и конструкторских разработок, в том числе. Создание вообще новых проектов, зданий архитектурных, развитие какой-то отрасли экономики.
О: Руна Беркана дает общий закон вынашивания и первоначального развития чего бы то ни было. И поэтому к ней важно прибегать,
потому что и на уровне осознания, осмысления получается верное видение того, что же происходит, и на уровне энергетическом появляется подпитка происходящего процесса.
В: Такое ощущение, что такой жрец, владеющий архетипичес-ким погружением в руну Беркана, может быть, в идеале, при каждом творческом человеке.
О: Если творческий человек может позволить себе персонального жреца, тогда - да.
В: По крайней мере, в поле деятельности такого жреца могут находиться многие ученые, художники, политики, социологи, экономисты и так далее. Везде, где порождается новое. Это пока может быть звучит смешно, но я думаю, что в древности так оно и было. По крайней мере, не при каждом человеке, но при каждом человеке, скажем, наделенном властью или наделенном какими-то учеными способностями. Он общался со жрецом и входил в те или иные состояния. Я думаю, в будущем к этому тоже придут. Общение со своего рода жрецом или самостоятельное погружение в архетипическое состояние этой руны, если удается этим овладеть. Даже, наверное, так видится, что все больше и больше людей научатся самостоятельно входить в архетипические потоки тех или иных рун. И уже так, как в древности, жрец будет не нужен. Получается так, сначала был нужен жрец, потом жреца забыли, пустили все на самотек, потом человек выходит уже на самостоятельный контакт с архетипическим миром.
О: И все-таки не жрец, а некий проводник нужен. Назовем это проводник или инструктор, не важно как. Нужен человек, который имеет соответствующий опыт и грамотен в этом отношении, чтобы способствовать глубокому и верному погружению, уже самостоятельному, в том числе, всех желающих. Должно же быть освоение на опыте, а как же человек может самостоятельно, прочитав в книжке инструкцию, это сам сделать, навряд ли то будет эффективно. Нужен проводник, который уже имеет этот опыт, и может его научить погружаться.
В: Мы сейчас разобрали порядка десяти рун и увидели, что каждая руна нужна каждому, по крайней мере, творческому человеку, ученому или художнику, политику или экономисту, людям, которые занимаются творением в любой области. Даже из этого количества
рун следует, что это некая азбука будущего, которой надо владеть в разных ситуациях жизни, на разных этапах творчества, используя ту или иную руну.
О: Даже, если осваивается только одна руна, это уже большое подспорье, потому что даже одна руна может быть весьма комплексно применена. Что уж говорить о владении сразу всем набором рун. Это уже совершенно универсальный инструмент получается.
В: Замечательно. Один, у тебя есть еще какой-нибудь комментарий к тому, что было сказано? Может мы не затронули каких-то еще важных моментов в этой руне, аспектов, областей применения?
О: Не достаточно затрагивался аспект качества того роста, который отражает эта руна. В принципе, уже было сказано, что это рост в защищенных условиях, без еще серьезных жестких воздействий окружающей среды. Но можно еще к тому добавить, что эта руна носит такой спокойный плавный неспешный рост, самопроизвольный во многом и спонтанный рост, не планомерный рост, а стихийный рост.
В: И в чем тут отличие? Стихийности и планомерности в росте и созревании плода, идеи?
О: Опять же на примере человека. Человек с какого-то возраста начинает уже, или, по крайней мере, некоторые люди, самостоятельно себя развивать, то есть имеет представление, как можно этим заниматься, и сознательно занимается саморазвитием. Так вот Беркана отражает не такой этап. Это просто в младенчестве нет еще ни планов на собственное развитие, ни технологий, ни идей, ничего. Просто этот процесс сам происходит. Естественное природное движение такого роста, без всякой планомерности.
В: Тут складываются факторы, которые тому или иному человеку ближе или синхронистичны, как-то так? То же самое в отношении идей. Возникшую идею лучше не насиловать, а ждать ее спонтанного роста. Если для идеи сразу брать и продумывать какую-то канву, план для ее развития, можно упустить множество ее вариаций развития.
О: В этом, кстати, опасность различных интеллектуальных технологий, в частности, ТРИЗа и подобных, что можно с самого начала идею затехнологизировать, не дать ей спонтанно развиться. Пусть лучше идея развивается насколько возможно сама, затем, когда уже
некий объем образовался, можно применять и эти все технологии. Я только к ряду ситуаций это применяю, где-то, конечно, речь идет о технологическом порождении, и это отдельный случай. Я сейчас рассматриваю случай, когда идея появляется естественно, естественно развивается. Так вот в этом случае не нужно спешить с применением специальных технологий к этой уже естественно растущей идее.
В: Вот у меня, в частности, при создании каких-то художественных текстов, происходит именно такой процесс, я не насилую и не стараюсь сесть что-то сразу записать. Я какое-то время, может быть, год, жду, пока во мне что-то варится. Потом оно как-то замыкается, и тогда я чувствую, что можно садиться и писать.
О: Другой пример, если бы поэт только-только нарождающееся стихотворение стал обрабатывать с помощью словаря рифм. Это совершенно неверный ход. Словарь рифм может и потребуется когда-то, но лишь на завершающем этапе. Уже когда все готово, и какая-то шлифовка может и потребуется. Но уж никак не на начальном этапе, это однозначно.
В: Хорошо. Да, это важный аспект. Один, а можно эту же руну Беркана отобразить еще каким-то образным рядом с другой стороны, еще дополнительной?
О: Я вижу медленно растущее дерево. Как в ускоренной съемке, оно прямо на глазах пускает ветви, разрастается. Это тоже символ роста.
В: Почему вспоминается, как на стадии роста у младенца все пластично, а где-то там, особенно в дальневосточных цивилизациях, какие-то особые ноги создавали - бинтовали, или голову в Египте сплющивали. То есть вмешивались в этот естественный рост. Точно также и дереву можно поставить подпорки и добиться той формы, которая нужна, исходя из какой-то концепции. А дерево вырастает таким, каков его геном, каков желудь. Оно может быть даже более кривое, чем даже, если бы поставили эти подпорки, но более естественное, природное.
О: Каждый процесс роста, развития во времени, есть процесс потери возможностей. То есть мы развиваемся в каком-то одном направлении или нескольких направлениях, но теряем возможности, которые у нас были. То есть, если мы идем в физико-математическую школу учиться, то мы теряем возможности стать олимпийским
чемпионом в каком-то виде спорта, потому что мы не пошли в спортивную школу, а пошли в физмат - школу. Развитие сопряжено с потерей возможностей. Беркана как раз другой вариант развития описывает, когда это стихийный рост, потеря возможностей сведена к минимуму. А планомерный рост, когда мы выбираем одну школу, а не другую, один вуз, а не другой, одну работу, а не другую, он всегда связан с потерей возможностей.
В: То есть мы приходим к необходимости идеи ненасильственного первоматричного этапа в развитии любой новой сложной системы: человек, идея, изобретение, картина, фильм - все, что угодно. Необходим этап абсолютно ненасильственный, избегание любых прокрустовых лож. Это очень важно, потому что сейчас очень много штампов.
О: Можно вернуться в сферу психологии, психотерапии, вспомнить, как часто родительские проекции искажают естественное развитие ребенка. Когда ребенок, например, с гуманитарным складом мышления, а его родители отправляют учиться на экономиста, потому что считают, что так правильно для него и так далее.
В: Я считаю, что мы рассмотрели важный этап развития и жизни сложной системы в развороте руны Беркана. Есть ли у тебя, Один, какие-то еще комментарии? Может расстановка акцентов к тому, что уже есть?
О: Последнее, что можно добавить, что руна Беркана, как и руна Лагуз, это энергия, связанная с Инь, женской энергией. И Беркана из всех рун самая иньская. Вот, пожалуй, и все.
В: В том числе может быть использована для усиления иньских состояний.
О: И женственности, и любых женских качеств. Материнства.
В: Спасибо, Один.
В. Лебедько, М. Искрин, И. Вельга. Архетипическое исследование Рун Старшего Футарка