Новое на форумах

Турисаз

Руна Торн


Этой руне не повезло в том плане, что о ее значении обычно делаются самые нелепые предположения. Да и рунные песни в этом отношении на первый взгляд тоже противоречат друг другу: в англосаксонской говорится о шипе, наносящем болезненные раны, а в нордических песнях это великан-туре (букв. "Жаждущий"). Как получилось, что одна руна приобрела два таких совершенно разных значения? Мне более древним представляется значение "шип" (терновник), потому что образ, лежащий в основе руны, скорее похож на шип, торчащий из ветки, чем на великана.

Однако в древненордическом языке имя руны "торн" было слишком легко спутать с именем бога Тора. Если в южногерманском ареале имя руны "торн" (þorn, ðorn) достаточно отличалось от имени бога - Донар, он же "Гром" (þunaer, Donner), - то на севере имя этой руны пришлось изменить, так как по своему значению она противоположна божественной силе Тора. Поэтому для обозначения руны было избрано подходящее по смыслу понятие "турс" (великан), тогда как соответствующая буква алфавита, и сегодня употребляемая в Исландии, сохранила свое прежнее наименование "торн" (þorn).

Бог Тор-Донар воевал с великанами-турсами. В песни Forspiallslioð еðа Hrafnagaldr Oðins, 22, оба понятия, "великан" и "шип", встречаются в одной строке:
22 С востока, из Эливагара, поднимет
Тогда великан свой северный шип,
Которым он вгонит в сон ледяной
Всех, в полночь в Мидгарде обитающих.
Шип здесь - оружие великана, которым он вгоняет в сон всех людей. Слово "северный" обозначает здесь расположение руны на календарном круге (см. гл. 10). Исландский скальд Эйлиф в своих стихах (þorsdrapa, 79) также называет великанов "Сынами Шипа".

Руна Урус обозначает врата в царство мертвых; за ней следует сон или смерть в обличье великана Хримгримнира ("Скрывающийся под инеем"), обитающего за этими вратами.

Усыпляющий шип встречается во многих сказках и сагах; в мифе он усыпляет богиню земли, когда настает ночь или зима. О нем же идет речь и в сказке про Спящую Красавицу, заснувшую от укола веретеном или колючкой шиповника. Сама Красавица - не кто иная, как богиня земли, погруженная в зимний сон. Тот же миф излагается и в Речах Сигрдривы в Эдде:
"Сигрдрива погубила в битве Хьяльм-Гуннара. А Один, в отместку за это, уколол ее шипом сна… - Виновен В ТОМ ОДИН, ЧТО руны сна не могла я сбросить".
Сигрдриву ("Победоносную") называют также Брюнхильд ("Источник битвы"). В песни она выступает как валькирия, в мифе опять-таки как зимняя земля. Магическое воздействие при помощи усыпляющего шипа описывается и в Саге о Хрольве Жердинке.

В мифе сон, означающий смерть, смертный сон, то есть конец, олицетворяет вынужденный отказ от намерений. Эта руна и есть тот "жребий смерти", который часто упоминается в источниках. В исландской рунной песни она связывается с богом трансформации, Сатурном; Сатурн же многими чертами напоминает германского бога хитрости и лжи, Локи, хотя он - и бог превращений тоже. Однако именно Локи в одном из мифов тайно пробирается в покои богини Фрейи и похищает у нее украшение, называвшееся "ожерельем Брисингов". Вот почему в песнях эта руна обозначается и как "горе женщин". В рунической магии она используется для воздействия на женщин. Так, Скирнир ("Сияющий") угрожает этой руной, вырезанной на волшебной ветке, богине земли Герд, чтобы заставить ее стать невестой Фрейра (Поездка Скирнира, 36):
36 Турс и еще три руны я режу:
Стыд, безумье и беспокойство;
Так же, как резал, я истреблю их,
Коль надобно будет.
В оригинале две первые строчки этого стиха выглядят так:
þurs rist ek þer ok þria stafi: (= 24)
ergi ok oeði ok oþola. (= 16)
Мы видим, что аллитерация в первой строке строится именно на руне "þ", точнее, на ее звучании, и что повторяется она в строке трижды. Отсюда часто делают вывод, что для магического воздействия эту руну следует вырезать трижды. Однако рунами можно вырезать (младшим футарком) и три понятия из второй строки: "arki oþi оþola" (=12 рун), в дополнение к руне "þ", так что всего получится тринадцать рун, а 13 и есть число трансформации. "Стыдом" в тогдашнем обиходе называли сексуальные извращения. Безумие, которым Скирнир угрожает Герд, упоминается и у Саксона Грамматика, в мифе о сватовстве Одина к великанше Ринде:
"Когда он (Один) хотел навязать ей (Ринде) поцелуй на прощание, она оттолкнула его с такой силой, что он упал, ударившись подбородком о землю. Тогда он дотронулся до нее куском коры с вырезанными на нем заклинаниями, и она стала похожа на безумную. Такова была с его стороны кара, впрочем, весьма умеренная, за ее постыдное с ним обращение".
В одном исландском заклинании против женщин говорится: "Risti eg þer asa atta, nauðir niu, o.s.frv.". В XVI веке оно звучало так: "Rist oeg þier.Otte Ausse, Naudir Nije, ðussa ðretten" ("Вырезаю тебе восемь асов, девять бед и тринадцать турсов", то есть руны Анзус, Наудис и Торн, повторенные несколько раз). В одном ис-ландском сборнике заклинаний XVI века эти руны служат для вызывания вздутия и болей в животе, при этом их требуется чертить собственной кровью, взятой из бедра, на куске белой телячьей кожи, произнося соответствующее заклинание.

В другом сборнике исландских заклинаний (En islandsk svartkonstbok fran 1500 talet) сказано:
"Если хочешь заколдовать женщину так, чтобы ее не влекло ни к кому, кроме тебя, вырежи руны: трижды - перевернутую Мольд-турс и трижды - перевернутую Мадр".
Есть еще исландские или норвежские рунные стихи (kvenna kvil1а или kvenna kvol) XIV века, содержащие заклинание-приворот для женщин, почти такое же, как в Поездке Скирнира:
"Режу руны спасающие,
Режу оберегающие:
Единожды от альвов,
Дважды от троллей,
Трижды от великанов [...].
Шлю на тебя, навожу на тебя
Похоть волчицы (ylgjar ergi) и жгучую боль (uþola).
Да охватит тебя боль жгучая
И нужда (ioluns) неминучая.
Не присесть теб?, не уснуть тебе [...].
А любить меня, как саму себя".
Один говорит, что эта руна затупляет мечи и делает воина неуязвимым, потому что ее усыпляющее действие останавливает врага. Сам воин превращается в ледяного или каменного великана, от которого любые удары отскакивают - тем более, что и оружие затупилось.

Считается, что индогерманский корень понятия "þоrn", в готском "þaurnus", восходит к основе "*(s)ter" - "быть твердым, жестким".

В средневековых скандинавских поверьях туре - это демон болезни и злой великан, приносящий телесные и душевные страдания прежде всего женщинам. А поскольку в эзотерическом смысле турс отвечает за все неодушевленное и материальное, в женщинах же материально-великанское начало выражено слабее, чем в мужчинах, то есть женщинам бывает легче найти доступ к богам и трансцендентным силам, то и эта руна скорее противоположна женской природе. Да и сами женщины как родительницы новой жизни могут лучше противостоять заключенной в этой руне силе смерти, нежели мужчины. Таким образом, эта руна означает усыпление, сдерживание, смерть. Из растений с ней связывают шиповник.

Аллитерационные понятия: Dorn, Tod, Tote, þurs, Trauer, Traurigkeit, Trubsal, Tragik, Tragheit, Trug, Trennung, Damon, Tragen.
Геза фон Неменьи. Священные руны. Магические символы Севера
феху | уруз | турисаз | ансуз | райдо | кеназ | гебо | вуньо
хагалаз | наутиз | иса | йера | эйваз | перт | альгиз | сол
тейваз | беркана | эваз | манназ | лагуз | ингуз | дагаз | отал | пустая руна

Значения рун представлены в ознакомительных целях. Если Вам понравилась авторская интерпретация, приобретите книгу автора.

2008-2014. rune@meanings.ru - meanings.ru
Портрет аудитории

Вам в помощь

Что такое руны?
Как гадать на рунах?
Книги о рунах
Форумы о рунах
Славянские руны slavr.ru
Гадания с гарантией 2478.ru
Все арканы Таро 78kart.ru
Китайская Книга перемен И цзин 64hex.ru

Значения рун